February 7

Без ТЗ получишь ХЗ

Редко какое косметическое производство сейчас начинает работать с клиентом без технического задания (далее- ТЗ) на разработку рецептуры.

Но зачастую ТЗ заполняется формально, и даже внутри самого производства этому документу не уделяется должного внимания. Поэтому некоторые косметические производства часто наступают на грабли, например:

_1_ Разработали образец косметической массы (зачастую не с первого раза, потратив время на тестирование), рецептуру утвердили, потратили время на проведение испытаний на стабильность, а потом выясняется, что какой-либо ингредиент из рецептуры отсутствует на складах у поставщиков в России, а ждать его поставку нужно 1-6 месяцев, и замены никакой этому ингредиенту нет. И при замене этого ингредиента на аналоги образец получается другим по консистенции, например. Время потрачено, клиенту придумывают какую-то красивую историю, чтобы снять ответвенность с себя за срыв сроков. Разработку начинают почти заново.

_2_ Бывает и такое, что первую партию продукта произвели, а когда клиент обращается за повторной партией, выясняется что в рецептуру входит ингредиент, которого больше нет на складах у поставщиков в РФ, выясняется, что это были последние остатки на складе у самого этого производителя, ему нужно было благополучно избавиться от этих остатков. Опять нужно ждать от месяца до полугода. А реклама уже запущена, например, спрос сформирован, но продажи вынужденно остановлены. Хорошо ещё, если заказчик не оплатил тираж этикеток и картонных коробочек с нанесением с запасом на будущие партии, ведь на этикетке мог быть явно указан этот ингредиент, если речь про актив, например.

_3_ Также есть элементарные бытовые мелочи. Например, заказчику было бы удобно передавать образцы на тестирование нескольким представителям целевой аудитории, ему удобно было бы получить образцы, расфасованные в 5-10 разных небольших флаконов, а лаборатория, например передаёт в трёх банках среднего размера, и заказчику приходится расфасовывать самостоятельно в какие-то самопальные ёмкости.

_4_ Бывает, что клиент просит “натуральный состав”, но проблема в том, что зачастую понимание “натуральности” заказчиком и разработчиком значительно различается. Это также нужно прояснить и зафиксировать в ТЗ.

_5_ Ну и самая популярная грабля, на которую наступают производства/ разработчики. Лаборатория разработала замечательный образец, но цена сырья за килограмм массы получается в 2-3 раза выше, чем заказчик запланировал изначально в проект будущего продукта.

_6_ Также возможен вариант, когда заказчик планирует расфасовывать свой продукт во флаконы с определённым дозатором, а разработанный и утверждённый образец массы получается настолько густым, что дозатор его не прокачивает, либо прокачивает, но бОльшая часть массы остаётся на стенках банки.

_7_ Важно указать в ТЗ необходимый срок годности и готовность ждать результатов теста ускоренного старения до 3 месяцев.

_8_ Ну и, наконец, важно договориться о требованиях к аллергенности косметической массы (бывает, требуется более 20 попыток, чтобы подобрать состав, не вызывающий аллергию у определённого человека); о необходимом количестве доработок, включённых в стоимость разработки; о максимальных сроках ожидания получения образца с момента получения комментариев на доработку; об условиях хранения (например, возможность транспортировки при температуре ниже 0°).

Да, есть аспекты, про которые сам заказчик, хорошенько подумав, может заранее предупредить, например, о той же необходимости 10 маленьких флакончиков, чтобы передавать на тестирование, или что нужно уложиться, например, в определённую себестоимость.

Но зачастую заказчик не знает, что нужно предусмотреть и о чём нужно заранее предупредить, например, о том, чтобы используемое сырьё было всегда складским, чтобы не нужно было ждать несколько месяцев поставки части сырья в РФ.

Подводя итог, помимо очевидных параметров прописываемых практически в каждом ТЗ каждого контрактного производства критически важно проконтролировать, чтобы в ТЗ было зафиксировано также:
= предельная себестоимость
= требования к постоянному наличию сырья на складах поставщиков в России
= чётко определить понимание натуральности, если требуется
= при необходимости обозначить требование соответствия густоты массы определённой упаковке
= в случае с прозрачной упаковкой обозначить требование отсутствия риска образования опалесценции, замутнённости при необходимости; если вариант “выпадение осадка является нормальным вследствие использования натурального сырья” не подходит.